Осмелятся ли педагоги перечить чиновникам от образования?

 О неудобной (читай: причиняющей неприятности) форме организации итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах школ Краснодара наша газета писала не раз. Напомним, школьников заставляли приходить в аудиторию к 8 утра, и в ожидании своей очереди на собеседование некоторым приходилось сидеть 4-5 часов. Подростки нервничали и в итоге сдавали экзамен хуже, чем могли бы. Родителей это не могло не беспокоить.

Наши предложения изменить порядок проведения зачета и по примеру других городов приглашать детей на зачет к определенному времени, чтобы ожидание составляло не более 15-20 минут, отвергли по очереди директора школ и руководство департамента образования Краснодара, сославшись на то, что порядок им прописали в краевом министерстве образования. Но когда редакция туда обратилась, выяснилось, что все до смешного наоборот.

Оказывается, именно образовательные организации (читай: педагогические коллективы школ) сами организуют процесс проведения устного собеседования. Порядок же, утвержденный министерством, которым они пытались прикрыться, не прописывает жестких правил, а описывает лишь общие положения и допускает различные варианты организации (даже совмещение экзамена с учебным процессом!).

В этом нас заверила сначала Татьяна Бойко – представитель Центра оценки качества образования, позвонившая в редакцию после нашего письма.

Татьяна Николаевна уверяла, что родители могут убедиться в этом, самостоятельно ознакомившись с порядком на сайте центра – он в свободном доступе (мы проверили – это так!) и буквально требовать от руководителей школ более приемлемых условий для проведения зачета еще накануне. По ее словам, во всех школах родителей предварительно собирают и информируют обо всех нюансах проведения итогового собеседования. Вот там, на этих собраниях и можно высказать пожелания организаторам.

Затем пришел и официальный ответ из краевого министерства образования за подписью замминистра Оксаны Грушко, в котором подтверждалась ответственность за организацию процесса проведения устного собеседования именно руководства школ, а не иных структур.

Правда, сообщение об инструктивно-разъяснительной работе с ответственными в школах, которую ведут на региональном уровне, дало нам понять, что директора школ не совсем свободны в своем выборе. Ведь если их инструктируют чиновники типа Елены Чепковой (сотрудницы городского департамента образования), которая считает демагогией рассуждения о том, что детям трудно ждать пять часов в аудитории, то не удивительно, что в школах не решаются быть самостоятельными и слепо, четко копируют предлагаемое. А то придет какая-нибудь Елена Владимировна и строго спросит, почему это дети не сидят так, как она требовала! А это ведь, наверно, чревато выводами и лишениями. Так уж пусть лучше дети пострадают немного.

К тому же все чиновники ссылаются на то, что жалоб от родителей на указанные нами неприятные явления не поступало. Мы считаем, что это неудивительно.

Во-первых, родители узнавали о дискомфорте от детей уже после экзамена, когда изменить что-либо было невозможно. Во-вторых, как признавались наши собеседники, никто не хотел портить отношения с руководством школы накануне основного экзамена, а после него все уже забывалось.

Возьмем, к примеру, нынешний случай в новой школе микрорайона Молодежного, когда девочку, расплакавшуюся после пяти часов ожидания в аудитории, успокаивали все присутствовавшие педагоги. Кто-нибудь об этом в департамент или министерство образования сообщить поспешил? Вопрос риторический.

Правда, греет душу то, что краевое министерство образования выразило благодарность нашей газете за высказанные предложения по изменению организации итогового собеседования и пообещало, что они будут учтены при разработке порядка проведения зачета в следующем году. И мы надеемся, что нынешним восьмиклассникам и их родителям он доставит меньше проблем.

Но на всякий случай предлагаем им воспользоваться советом представителей министерства и накануне проведения собеседования потребовать от руководства школ не заставлять девятиклассников сидеть в аудитории по четыре-пять часов.

Людмила СЕВЕРНАЯ