Эта слегка перефразированная реплика Глеба Жеглова из сериала «Место встречи изменить нельзя» очень точно отражает отношение чиновников от образования к просьбам изменить организацию итогового собеседования по русскому языку.
Департамент образования администрации Краснодара не видит ничего особенного в том, что девятиклассники в день сдачи зачета по русскому языку будут сидеть в одной аудитории и маяться дурью (зачеркнуто) в ожидании своей очереди более пяти часов.
Такой вывод можно сделать из ответа заместителя директора названного департамента Натальи Поляковой на запрос редакции. Напомним, наша газета в минувшем году поднимала вопрос о неудачной, на взгляд учеников и родителей, организации процесса устного собеседования и обратилась в городскую администрацию с просьбой прокомментировать возможность внесения изменений в эту процедуру.
Представьте. Если зачет начинается с 9 часов, ребят соберут в школу часам к 8-8.30 (добавим к этому время на то, чтобы добраться, ведь далеко не каждого подвозят родители на личных авто). По мнению чиновников, собеседование должно завершиться к 14 часам. В наших школах сегодня по десятку, а то и более девятых классов, в каждом из которых в среднем 30 человек, то есть около 300 подростков соберут на пять-шесть часов в одном помещении. Представили? Как вы думаете, они будут читать предложенную им художественную литературу? Да не все триста, постепенно количество ожидающих будет уменьшаться, но как они начнут вести себя после первого часа предвкушения вызова? Что станут все это время предпринимать педагоги, находящиеся в аудитории – требовать тишины и порядка, выпуская детей по очереди в туалет?
Направляя письмо чиновникам от городского образования, журналисты сообщили им об опыте петербуржцев, которые не стали собирать детей в одном, пусть и очень просторном, помещении (пандемические показатели ведь вновь бьют рекорды), а назначали каждому конкретное время прихода в школу. Но отвечая газете, краснодарские чиновники холодно сообщили, что ничего менять в процедуре собеседования не собираются: школьники будут сидеть в аудиториях ожидания, как и в прошлом году! Такой порядок, дескать, установлен приказом краевого Министерства образования.
Мы наивно полагали, что муниципальную власть на то и называют САМОуправлением, что она может, исходя из местных реалий, корректировать чужие требования и приказы или, по крайней мере, вносить предложения региональным властям по изменению установленных порядков, если это идет на благо жителям, пусть даже очень юным. Поэтому решили все же перезвонить авторам письма, чтобы узнать: а сотрудники департамента – живые люди, они обитают в реальном мире?
Побеседовав с Еленой Владимировной Чепковой, непосредственно готовившей текст ответа, убедились: нет, это механические исполнители, которые живут только методичками, инструкциями и приказами. Нет, назидательный тон не особенно отличает этого специалиста отдела общего образования – он свойственен многим связанным с педагогической деятельностью. Холодность, равнодушие ко всему, что заставляет представлять себя на месте обычного человека, – тоже характерная черта многих чиновников. В этом смысле Елена Владимировна – типичное дитя своей среды.
Подросткам психологически и физически некомфортно? Ну и что, все это демагогия. Обращайтесь в министерство, это не наша компетенция. Предпринять в связи с этим что-то, как это сделали петербуржцы? Да вы что, зачем? «И если вы будете комментировать наше письмо…» – она даже готова была дать четкие инструкции, как правильно преподносить читателям казенное чиновничье отношение.
Редакция, конечно, обратится в министерство, жаль только в этом году уже не успеет изменить что-либо. Однако итоговое собеседование проводится не последний раз, может, удастся достучаться до чьего-то разума. Может у иного высокопоставленного чиновника ребенок на себе испытает весь дискомфорт от подобной организации аттестации и уж тогда, поверьте, меры будут приняты.
Саша Курляндчик