«Не просто себе бродяги, таежные чудаки, геологи – работяги…»

(из песни, популярной в 60-70-е годы прошлого столетия)

В первое воскресенье апреля в нашей стране отмечается День геолога. Накануне в нашу редакцию пришло письмо от читательницы Клавдии Ковалевой, которая много лет отдала этой сфере. Письмо ее, наполненное живыми воспоминаниями, дышит неподдельной любовью к коллегам и желанием возродить уважение к — увы — исчезающей профессии.

А ведь когда-то геологи были столь же популярны, как летчики, космонавты, военные разведчики. Про них слагали песни, снимали фильмы, писали книги. Их работа привлекала романтикой поиска и таинственностью находок. Открытыми ими залежами руд, металлов, нефти и газа мы не только пользуемся уже много лет, их хватит еще на столько же, если не больше. Однако судьба геологоразведки после роковых девяностых, когда начали распадаться многие крупные предприятия, становилась все печальнее. Впрочем, и сегодня в названии профессии сохранился отзвук той восторженности, что дарили люди разведчикам недр.

Вот, что пишет Клавдия Ковалева:

«В этом году мы отмечаем 54-ю годовщину со дня утверждения профессионального праздника. Он был вестником выезда геологов на полевые работы. Система объединила множество специальностей: геологи, гидрологи, геофизики, топографы, буровики, проходчики штолен, шурфов, канав, лаборанты, чертежники, картографы и ряд других. Все они делали очень большое дело на благо государства. Благодаря армии геологов разведаны сотни различных месторождений как в стране, так и в Краснодарском крае.

В геологоразведочных партиях могут работать люди, не просто имеющие призвание. Они любят природу – ведь приходится жить и работать в глухой тайге, тундре или высокогорье и других местах, лишенных комфорта и цивилизации. Приходится быть оторванным от семьи месяцами, быть терпимым к недостаткам условий и характерам коллег. Что уж говорить, что это совсем не легкий физический труд ради открытия залежей полезных ископаемых, редких металлов, стройматериалов, подземных вод, как питьевых, так и минеральных. Зато какая это радость – когда на определенной глубине удается подсечь ожидаемый пласт или линзу с водой!

За это все им низкий поклон!»

Перед публикацией материала мы встретились с жителями нашего поселка, имевшими отношение к профессии разведчиков недр, и надо было видеть, с каким живым молодым энтузиазмом говорили они о своей работе. Гидролог Галина Мителкина-Каджанян так увлеченно рассказывала о качествах подземной воды, найденной ею с коллегами, словно рассуждала о живом существе. С улыбкой вспоминала о том, как чуть не столкнулись в горах с медведем, как выходили из опасных ситуаций, как ценили товарищеские отношения. И если про кого-то говорили: «я с ним на маршрут не пойду» – это очень много значило в характеристике человека.

Из письма Клавдии Ковалевой:

«86 лет назад – в 1934 году родилось производственное геологическое объединение «Севказгеология», в которое вошли геологические экспедиции всех республик Северного Кавказа, Ставропольского и Краснодарского края. В Краснодарском крае интенсивным толчком для их развития стало послевоенное время, шло восстановление после разрухи Великой Отечественной войны. Нужна была вода и стройматериалы, поэтому появились соответствующие геологические партии, затем и рудные партии, экологические, тематические, режимные, отряды договорных работ.

В 1945 году началось бурение скважин на Тамани – колхозам была нужна вода. Первым водозабором с подсчетом запасов стал Майкопский. Гидрологические партии подарили столице Кубани крупнейший водозабор питьевой воды – Краснодарский. Его питают 10 артезианских скважин с запасом, которого хватит на 3 миллиона жителей. Сегодня немногие помнят, что в Новороссийске, Геленджике, Кабардинке, Анапе вода была привозной. Геологи не только обеспечили весь край пресной водой, но и открыли месторождения минеральных вод в Горячем Ключе, Геленджике, Анапе, Майкопе, Сочи. Для всех кирпичных заводов были найдены глина, песок, известняки, щебень и другие стройматериалы – для строительства дорог. Гипс, поваренная соль, ракушечник для птицеферм, металлы – медь, свинец, вольфрам, кобальт, уран, барит, ртуть – это далеко не весь перечень открытого и описанного геологами на территории края. Золото открыли в кубанской земле еще до войны. Позже местные артели добывали от 50 до 200 кг в год.

В «Севказгеологии» трудились более 3 тысяч человек. Очень хочется, чтоб современники помнили фамилии первооткрывателей, работавших в экспедиции, среди которых В.А. Лебедин, В.Ф. Суханов, В.В. Шевченко, Н.Н. Кутепов, В.Л. Еремина, Н.Н. Тытянок, А.Б. Островский, А.В. Нетреба, А.С. Кандауров, К.В. Платонов, В.Б. Хомяков, В.В. Григоренко, Н.П. Шпорт. В Книгу почета экспедиции занесены гидрогеологи В. Ф. Суханов, В.П.Чертенко и В.Л.Еремина, геофизик М.Я. Бушеленков, старший экономист К.И.Ковалева. Многие работники защитили диссертации, стали кандидатами геолого-минералогических наук, отличниками геологической службы.

Стоит сказать, что тяжелый труд в геологической службе, которому отдавали энергию, талант и знания геологии в Краснодарском крае был щедро вознагражден руководством Краснодарской экспедиции, управлением СКГУ и Министерствами геологии РСФСР и СССР. Для работников строили хозспособом и выделяли бесплатно жилье, обустроили базу отдыха в прекрасном экологически чистом уголке Черного моря – в бухте Инал. На ней отдыхали семьями, путевка на 12 дней стоила 8 рублей с питанием и проживанием. Очень жаль, что все это не смогли сохранить!

С каждым годом о геологии слышится все реже и реже, экспедиция обанкротилась, но люди остались. Наш край и вся Россия пользуется результатами описанной геологоразведчиками структуры земли, и нашим потомкам многое из этого еще пригодится.

Спасибо большое тем, кто помнит о нас. Всех с Днем геолога! А ушедшим из жизни геологам – светлая память!»

фото из семейного архива супругов Каджанян