Рубрику продолжает вести наш постоянный читатель Капиталина Злобина, педагог, репетитор, знаток и почитатель русского языка.
Сегодня хочу обратить внимание на то, что многие официальные организации и депутаты сейчас стали вести свои блоги и странички в соцсетях. Было бы это неплохо – пусть более открытыми станут чиновники и народные избранники будут ближе к людям, – если бы не одно НО!
Письменная речь является слишком явной демонстрацией уровня грамотности («не вырубишь топором»). Если ошибки допускает подросток или обычный мало кому известный гражданин – бог с ним! Простительно. А вот если медийная личность – опасно вдвойне. Во-первых, страдает не только имидж конкретного лица, но и всего корпуса – чиновничьего или депутатского. Во-вторых, казенные неудачные фразы и выражения копируются публикой. Часто буквально. И это особенно печально.
Вот примеры, которые нашли в сети только за один день анализа наши ученики.
«Выразил слова благодарности родителям и педагогам», – пишет недавно избранный депутат Заксобрания края. Ну, неужели непонятно, что СЛОВА ПРОИЗНОСЯТ! Выразить можно чувства, ощущения, эмоции. Ту самую благодарность, уважение, признательность. Да и зачем такая официальная формулировка?! «Выразил благодарность» – чувствуете, как отдает сухостью, бесстрастностью?! А ведь благодарность – это доброе живое чувство! Почему не написать: тепло поблагодарил, сердечно поздравил, искренне восхитился? (родительским или педагогическим талантом)
Еще хуже, когда оперируют аббревиатурами: «Посетил МАОУ СОШ»! Это вместо обычного и понятного слова школу. Зачем в обычной речи это полное название, свойственное исключительно документам?! Его и выговорить-то сложно! Попробуйте! А это сокращение означает: муниципальное автономное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. Какое нагромождение слов с ненужной народу информацией! А уж каким бездушным крючкотворством веет!
«Которые являются примером, на кого следует рОвняться» (выделено мной – КЗ) – пишет уже зрелый депутат гордумы. Без бюрократического словечка являются они-с, видимо, уже обойтись не могут. Просто сказать «это пример» им трудно. Поэтому и школьники уже представляются не «я учусь в пятом классе», а «я являюсь учеником пятого класса».
Но сейчас про корни -равн-/-ровн-. Напомню, как отличить. РАВН пишется в значении одинаковый. Отсюда урАвнение – у него равные части должны быть. Команда рАвняйсь! – то есть станьте все в строю одинаковыми. И рАвняться на кого-то – то есть стараться стать равным с ним по каким-то качествам, умениям, достижениям. А РОВН напишем, если слово означает ровную поверхность. Отсюда вырОвнять дорогу, разрОвнять грядки. Исключение: РАВНИНА.
«Одной из важных проблем, озвученной на встрече, является длительное время в пути следования школьных автобусов» – прочитали мои ребята у другого медийного лица. Вполне возможно, блог ведет кто-то из помощников. Но ошибку-то приписывают первому лицу! Здесь та, которую часто приводят в ЕГЭ, чтобы школьники ее не допускали. Причастие не согласовано с главным словом: проблем (каких?) озвученных. Вероятно, ориентировались на слово одной, но оно связано не с причастием, а с существительным проблем. Ведь их много было озвучено (тоже казенщина) на встрече. Но называют одну.
«Сколько жалоб мы не отправляем, толку нет…» – пишет одна местная активистка. Ну, естественно: если НЕ отправляете, так какой же толк будет! Совет: если не знаете, какую частицу писать НЕ или НИ, не пишите никакой – будет правильно. «Сколько жалоб отправляем, толку нет». Так ведь понятно, правда?!