В городке имени Маршала Г.К.Жукова живут ветераны Великой Отечественной войны – доблестные участники сражений и мужественные труженики тыла. Это сравнительно небольшой микрорайон, но зачастую мы даже не знаем, какой вклад внесли в  Победу наши пожилые соседи, знакомые. 80 лет тому назад, в год, когда началась Великая Отечественная война, они были детьми, подростками и наравне со взрослыми, не жалея сил, трудились в тылу – на заводах и фабриках, в полях и шахтах. Эти мальчики и девочки военной поры не думали о том, что совершают подвиги. Они просто честно выполняли свою работу. Помогали Красной Армии разбить немецко-фашистских захватчиков, своим самоотверженным трудом приближая Победу!

Воспоминания ветеранов переносят нас в далёкие жестокие годы, дают возможность ещё острее ощутить величие военного и трудового подвига юного поколения тех лет.

Вера Фёдоровна ЛУКАШОВА:

– Война застала нас в небольшом городе Кагане Бухарской области, граничащим с пустыней. Всех мужчин сразу стали отправлять на фронт. Папу тоже призвали в армию. Мы так и не получили от него ни одной весточки: он пропал без вести в начале войны.

Кругом не хватало рабочих рук. В Кагане остались, как и по всей стране, только женщины, дети и старики. А надо было помогать фронту. Узбекистан всегда поставлял стране хлопок. Хлопок считался стратегическим сырьём и особенно стал необходим в военное время. Учитывая нехватку людских ресурсов, к работе стали привлекать подростков, начиная с 12 лет. Мне в 41 году исполнилось 15 лет, я перешла в 9-й класс.

Хлопчатник не переносит соседство с сорняками, поэтому, как только появляются его всходы, их надо проредить и прополоть. А когда кустики хлопчатника подрастут, надо удалять верхушки побегов, чтобы кусты росли пышнее. Но самое главное это сбор хлопка. Урожай начинают собирать с августа и продолжают вплоть до ноября. Потому что у хлопчатника неопределённая стадия созревания: в одно и то же время на одном растении находится и почка, и опылённый цветок, и семенная коробочка.

Мы выходили на поле ранним утром, на поясе у каждого большущий фартук. В него собирали хлопок. Потом относили его на приёмку. И снова сбор. А жара стоит целый день. Жара страшная, до 40оС, дожди идут редко. Дышать тяжело. Созревший хлопчатник становится сухим, колючим. От солнца и пыли мы заматывали лицо платками. И так работали целый день. Даже сейчас об этом страшно вспоминать. Как только мы всё это выдержали? Но мне-то хоть было больше 15 лет. А 12-13-летние ребятишки?..

С непривычки болела спина, гудела голова, тело становилось непослушным. Руки и ноги все были исцарапаны, покрылись коркой и почернели. Но мы знали, что ткани из хлопка пойдут на пошив одежды защитникам нашей Родины, на парашютную ткань и кирзу, из него сделают вату, бинты для раненых и даже порох. И это придавало нам силы. «Всё для фронта! Всё для победы!» – с этим лозунгом мы жили долгие 4 года войны.

Александра Николаевна ПОГОРЕЦКАЯ:

– Зимой я с подругами стали навещать раненых в госпитале и ухаживать за ними. Помогали, чем могли, медперсоналу и раненым. Брали на дом бинты, пелёнки, рубахи и стирали их. А ещё убирали палаты, кормили раненых, писали под диктовку письма их родным. Кроме помощи госпиталю, я пошла в «Стандарты пятилеток» по объявлению. Там выдавали шерстяные нитки, чтобы вязать для фронтовиков варежки, носки, перчатки, шарфы. Норма – 3 пары. И зимними вечерами я, сестра и мама вязали для наших красноармейцев. А ещё шили для бойцов телогрейки, ушанки, ватники. Шили всё вручную, потому что швейной машинки у нас не было.

Но немцы приближались к нашему краю. И летом 42 года, перед отступлением нашей армии, началась эвакуация раненых из Ессентуков. Военпред бросил клич – помочь госпиталям с лежачими тяжелоранеными, взять их к себе домой. Это был большой риск для семьи! Мы дома посоветовались, и вместе с братом Володей принесли домой одного такого солдатика. Он был ранен в обе ноги и не мог ходить. Поместили его в подвале. А как лечить и чем? Обращалась к старушкам за советами. Лечила различными травами. Три месяца прожил он у нас в подвале. Лечение – на счастье! – проходило удачно. Одну ногу мы вылечили ему полностью. И брат отвёл его к партизанам. Этот солдат прислал нам потом два письма, сообщал о своём здоровье и благодарил нас за его спасение.

Немцы, убегая с Кавказа, наделали много бед: убивали советских граждан, разрушили железнодорожный вокзал, немало других общественных и жилых зданий. Мы опять много работали в пригородных хозяйствах, помогали медикам в лечении солдат…

Воспоминания о войне не дают мне покоя. Сколько горя она принесла, сколько невосполнимых потерь!

Антонина Ивановна ПИГУНОВА:

– Когда началась война, все трудности сельскохозяйственных работ легли на плечи женщин и подростков. Мне в начале войны было уже почти 13 лет.  Мы с подружками старались не отставать от взрослых, сажали овощи, занимались прополкой. А когда созревали зерновые, то мы целыми днями работали в поле. Старшие косили пшеницу, а подростки собирали скошенное и вязали бодылками в снопы. Потом грузили эти снопы на телеги и свозили на ток. Там помогали молотить зерно, веять и просушивать зерно. Через некоторое время приезжали 2-3 армейские машины, и я с подружками грузили в машины пшеницу. Затем ехали на элеватор за 80 километров. Разгружать зерно было гораздо легче. В день совершали 2 поездки.

Конечно, мы очень уставали. Но молодые силы, видимо, быстро восстанавливались. И часто вечером с друзьями собирались мы на горе, что за хутором. Там росли травы «бабочка» и «заячьи ушки». Они были такими сочными и вкусными, что заменяли нам вечернюю еду.

Закончилась война – нашей радости не было предела!

 

Редакция благодарит председателя первичной ветеранской организации 19/04 Людмилу Алексеевну Чудновскую за предоставленный материал.