«А кто такой Ткачев, в честь которого названа одна из улиц в посёлке Северном? Уж не бывшему ли губернатору или его родителю память оставили?» – поблагодарив редакцию за ведение рубрики «Топонимия», поинтересовалась наша постоянная читательница Тамара Дроздова.

Мы и сами заинтересовались: фамилия-то довольно распространённая! Каково же было удивление, когда узнали, что улицу назвали именем пусть и выдающегося русского лётчика, но белогвардейского офицера! Впрочем, более подробное знакомство с биографией Вячеслава Ткачева объяснило причину, по которой в 90-е годы депутаты Думы Краснодара согласились закрепить на карте города это имя.

В российской и мировой истории Вячеслав Матвеевич навсегда останется одним из основателей отечественной военной авиации. Он автор первого пособия по тактике ведения воздушного боя, первый Георгиевский кавалер в Российской авиации и первый руководитель ВВС России, генерал-лейтенант. Да, все эти регалии не советские, но признание военных заслуг, пусть и не прямое, проявилось даже в том, что курсанты летных училищ РККА изучали на его примере тактику действий самолетов против конницы. Но давайте по порядку.

Родился Вячеслав Ткачев 24 сентября 1885 года на Кубани, под Майкопом. И отец, и дед – служилые люди, отмеченные за доблесть и выдающиеся боевые заслуги достойными наградами с присвоением потомственного дворянства. Поэтому не удивительно, что Вячеслав выбрал стезю военного. Он окончил кадетский корпус, затем артиллерийское училище. Но увлекся авиацией и поступил в частную авиашколу, посещая уроки в свободное от службы время, а позже добился направления на учебу в Севастопольскую офицерскую школу авиационного отдела Воздушного Флота. Ее он закончил с отличием.

Уже к началу Первой мировой войны летчику Ткачеву доверили командовать корпусным авиаотрядом. Командир и сам принимал активное участие в операциях. В одном из боев он обнаружил большое скопление войск неприятеля, но на обратном пути его обстреляли с земли и пробили маслобак, из-за чего самолет мог рухнуть. Ткачев, не растерявшись, заткнул пробоину носком ботинка. Представляете, как приходилось ему сидеть, раскорячившись, удерживать равновесие и управлять педалями крепления крыльев с помощью другой ноги?! Малейшее дуновение ветра или малейшая ошибка – штопор и смерть. Он же дотянул до своих и, по большому счету, спас фронт от неожиданного удара австрийцев. За доставленные с риском для жизни ценные разведданные, а также за мужество и находчивость в ноябре 1914 года он первым среди российских авиаторов был удостоен почетной награды – ордена Святого Георгия 4-й степени.

А в 1916 Ткачев возглавил первую истребительную авиагруппу. Русским пилотам удалось добиться существенного перелома в борьбе за господство в воздухе, и Ткачев стал первым асом России (по тем временам ас – летчик, сбивший не менее пяти вражеских самолетов).

В 1917 году он уже завершил работу над первым в истории развития русской авиации пособием «Материалы по тактике воздушного боя», составленным на основании боевой практики. В нем он заложил фундамент для развития тактики истребительной авиации в России.

После событий 1917-го он встал на сторону Белого движения. Опасаясь расправы со стороны революционно настроенных солдат и матросов, бежал из Могилева, где тогда располагался, на Кубань и принимал участие в боях против Советской республики. В Добровольческой армии летом 1918 создал первый авиаотряд и командовал им, а в 20-м году стал начальником авиации Вооруженных Сил Юга России. После отставки Деникина – начальником авиации Русской армии Врангеля. Генерал Врангель в своих воспоминаниях неоднократно называл Ткачева выдающимся летчиком.

Поскольку формально Русская армия не распускалась и после ухода с территории России, карьера Ткачева продолжалась: в 1922 году он получил звание генерал-лейтенанта и должность генерал-инспектора, а в 1927 году стал первым и единственным генералом от авиации.

Он уделял много времени боевой подготовке пилотов, обучению их умению летать строем и слаженно действовать в группе, точно следуя приказам командира. Разработал систему взаимодействия авиации и наземных войск с помощью визуальных сигналов – ведь в те времена радиосвязь на самолетах отсутствовала.

После краха Белого движения генерал Ткачёв, наставлял своих учеников: «Авиатор без дела не останется, но имейте в виду: мы должны поступить в авиацию такого государства, которое никогда не будет воевать с нашей Родиной!»

Он отказался от сотрудничества с фашистами и отошел от антисоветской деятельности. Но в конце Великой Отечественной был арестован, депортирован в СССР и провел 10 лет в ГУЛАГе. После возвратился в Краснодар и работал в артели инвалидов-переплетчиков имени Чапаева. В начале 60-х часто бывал в Москве, останавливался у своего бывшего адъютанта. Работал в архивах библиотек, в читальном зале. Готовил мемуары. Их тогда же печатал главами журнал «Кубань», но полностью они до сих пор не изданы.

Скончался выдающийся летчик в 1965 году в нищете в Краснодаре. Похоронен на Славянском кладбище.

В 90-е годы, когда начали восстанавливать справедливость в отношении русских офицеров, вернули из забвения и имя прославленного русского летчика. Тем более что он был близко знаком со знаменитым Петром Нестеровым (да-да, тем самым, именем которого названа одна из фигур высшего пилотажа), писал заметки о нем и повесть «Русский сокол», посвящённую жизни и деятельности Нестерова. Интересными и значимыми были другие публикации и мемуары Ткачева.

В 1994 году на доме, где завершился жизненный путь прославленного летчика, была установлена мемориальная доска. На её открытие прибыл главком авиации России, а во время торжественной церемонии в небе над городом в парадном строю пронеслись летчики пилотажной группы «Русские витязи».

Зинаида ПАНИЯД, по материалам Интернета