В пасхальные дни почта редакции пополнилась несколькими вопросами от читателей, ответить на которые мы попросили настоятеля храма в честь Рождества пресвятой Богородицы (ул.Пригородная, 8) протоиерея Андрея Другая.
– Слышал, что каждому православному на Пасху дозволялось звонить в колокол при храме, сохранился ли этот обычай сейчас? Понятно, что сейчас карантин, но ведь Воскресение Христа празднуют много дней, карантин закончится – можно будет?
Анатолий З.
– Да, в пасхальные дни о своей радости мы не только возвещаем христосованием, но и оглашаем колокольным звоном. Однако дорога ложка к обеду – говорит русская пословица. Этот ритуал возможно совершить в течение 40 дней от Воскресения Христа до его Вознесения, поэтому после карантина актуальность свою он потеряет.
– Раньше во время эпидемий люди спасались в храмах, почему сегодня храмы закрыты?
Капиталина Ч.
– Это некоторое заблуждение. Да, во времена эпидемий беженцы могли найти приют в храмах. Но карантинные меры соблюдались и тогда: обрабатывались хлоркой помещения, ручки дверей, и зараженных отгораживали от контактов с другими прихожанами, создавая некий буфер в общении с внешним миром.
Если же зараженный стремится прийти в храм, то это человек с низкой социальной ответственностью, которому наплевать на других. В случае крайней нужды я, как настоятель храма, могу провести необходимые ритуалы, но дистанционно или отдельно, аккуратно, чтобы не навредить никому. В остальных же случаях лучше повременить с посещением служб и подумать об окружающих.
– Почему мы говорим «воскресе» в пасхальном приветствии? Это слово означает воскрес?
Роман С.
– Да, это особая форма глагола в церковнославянском и древнерусском языках, означает законченное однократное действие, совершенное в прошлом.