Продолжая публикации к Дню семьи, рассказываем о супругах Шендриковых. Об этой позитивной семье из НСТ «Садовод» предложила нам написать председатель ТОС Светлана Седова. Не одна она, а все правление согласилось, что эта пара – достойный пример для подражания.

Вопреки расхожему мнению о недолговечности скоропалительных браков, супруги Шендриковы вместе уже без малого 60 лет! В мае 1960 года познакомил их известный в Краснодаре завод ЗИП. Валентина Филипповна работала там в лаборатории и училась заочно в техникуме, а Михаил Антонович устроился в цех токарем и еще только собирался поступать в станкостроительный. Кто-то посоветовал ему обратиться к ней за шпаргалками. Девушка Михаилу приглянулась, но работал завод в три смены, и пересекаться им не удавалось. Только в сентябре нашел возможность встречаться. А 7 ноября день рождения Валентины они уже отметили вместе и на следующий день подали заявление.

17 ноября они расписались в кинотеатре «Россия», там тогда был расположен Краснодарский загс. Никаких торжеств, пышных эскортов не было. Все было буднично, как и день – не выходной. После регистрации она пошла на работу, а он – на урок в техникум. Еще и выговор получил от строгого педагога за опоздание. Правда, когда смущенный ученик назвал причину задержки, учитель смягчился и даже готов был разрешить  пропустить занятие, но Михаил не считал это возможным.

Если кто-то подумает, что жизнь Шендриковых складывалась легко и безоблачно – ошибется. Первые годы жили в снимаемой Валентиной квартире – на углу Красной и Чапаева (кто помнит, там ювелирный магазин). Квартирой называли комнату в 18 квадратных метров. Правда, потолки там высокие  4.20 м, сегодня такие редко где увидишь. Но удобства там относительные, не было газа, топили дровами. В ожидании своего жилья прожили в одной комнате много лет. Здесь родился в 61-м году и вырос их сын Виталий, потом привел сюда жену Елену… Тут и внучка родилась, Ирочка.

Однажды хозяин жилья, военный, вернулся, и сообщил, что квартиру должен сдать в связи с переводом к другому месту службы. Тогда семье помог начальник цеха, где работал Михаил, заставил срочно написать заявление на имя директора завода. А тот подписал письмо в райисполком, гарантировавшее ЗИПом возмещение равноценной площади. И комнату закрепили за Шендриковыми. За хороших работников держались, ценили.

Как же сумели они сберечь семью, сохранить добрые отношения в таких условиях? Считается, что сложности бытовые – самый большой разрушитель. В чем секрет? Супруги, до этого дружно и весело вспоминавшие те годы, замолкают, переглядываются.

– Терпение, наверно, – говорит, Михаил Антонович и смотрит на жену.

– Ссорились, конечно, – вступает Валентина Филипповна. – Но… сготовишь поесть, накормишь… туда-сюда – разговорились…

– Из мелочей многое состоит, но в этом деле больше всего от женщины зависит, – заключает муж.

Он считает себя законодателем в семье. Прошел большую жизненную школу, разные коллективы – армейские, рабочие, преподавательские. Была в его биографии профсоюзная, партийная деятельность, побывал во множестве городов, республик – и этот опыт многое подсказывал, поправлял.

– Нам еще родители помогали, особенно, когда родился ребенок, а нужно было продолжать учебу. И за квартиру платить надо, а значит, работу тоже не бросишь, – продолжает, словно оправдываясь, Валентина Филипповна.

Только решали – бросать или нет учебу – они сами. А учиться хотелось! У обоих родители не закончили и нескольких классов, а Шендриковы учились увлеченно, с удовольствием. Сначала в техникумах, потом в институте. Возможно, это тоже сближало, повышало интерес к жизни и друг другу, ведь росли профессионально, менялись. Вместе. Это слово они часто повторяют. В отпуск, в санаторий, по турпутевке – всегда вместе.

Они привыкли друг о друге заботиться. У родителей обоих никогда не было разводов. И их сын с единственной супругой уже больше 25 лет в браке. И сейчас они с его семьей живут рядом, делятся необходимым. Дети уже было встали на ноги, помогали им. Но сейчас, в период карантинов, когда их деятельность приостановлена, родители вновь готовы поддержать. Считают, что более обеспечены гарантиями – у пенсионеров материальное положение стабильнее. Значит, их черед прийти на помощь молодым.

Спросили Шендриковых, в чем заключается семейное счастье? Отвечают оба: когда вместе. Им не скучно, не надоело. Им хорошо, тепло рядом. И все, кто знает эту пару, говорят об их позитивном, живом нраве. Они не жалуются на трудности, а, наоборот, находят добрые слова по отношению к тем, кто им помогает. Благодарны и депутату местному, и властям, которые не забывают.

И в затянувшийся период самоизоляции они не чувствуют пресыщения в общении, ограниченности. Спасает работа на даче, да и другие простые житейские заботы не оставляют времени для ссор или разборок.

– Мама дожила до 98 лет, и хоть закончила всего 4 класса, всегда учила: надо при жизни жалеть друг друга! Помню и другие ее немудреные изречения. Как ты относишься к родителям, так и дети к тебе будут относиться. Родители и заложили представление о том, какой должна быть семья, – считает Михаил Антонович.

Людмила Северная

Фото из семейного архива Шендриковых